подписка
Добавить в Избранное
в избранное

язык
НОВОСТИ ПРОЕКТЫ ПАРТНЁРЫ О НАС
НОВОСТИ

АГЕНТСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ "GREENWOMEN" СООБЩАЕТ:


21/01/2004
*******************
Главным в научных исследованиях по Аралу должно стать само море
Заметки с научной конференции по проблемам Аральского моря

Примерно c середины 60-х годов прошлого века (приблизительно в это время начался Аральский кризис) - много говорилось о программах возрождения Арала. Но только начиная с 2002 года, возрождение Аральского моря начало переживать важный этап.

Правительством Казахстана и Всемирным банком была начата реализация проекта по восстановлению стока реки Сыр-Дарьи и улучшению состояния ее дельты, а также строительству Кокаральской дамбы, цель которого-серьезно изменить обстановку в "Малом", а в дальнейшем, и в "Большом" Аралах. Общая стоимость проекта составляет более 80 миллионов долларов США. Европейское сообщество, в целях уточнения и прогнозирования обстановки в зоне Аральского кризиса, с 2000 года, в рамках научной программы содействия странам СНГ INTAS, финансирует
специальный научно-технический проект "Аральское море"

В ноябре 2003 г. в Тулузе (Франция) в Национальном космическом центре состоялась научная конференция по проблемам Аральского моря. В конференции приняли участие казахстанские ученые (представители Института биологических проблем КазНГУ, лаборатории "Аральский проект" Ассоциации "Казахрыбпромсбыт") и зарубежные ученые из Франции (Национальный космический центр), Дании (Университет г. Орхус), России (Институт зоологии РАН) и Ирландии (Университет Корк).

Высказанные на конференции мнения были весьма необычны и касались широкого спектра вопросов по Аралу. Поэтому автор статьи посчитал нужным их систематизировать и выделить основные моменты состоявшейся дискуссии.

Аральское море и его исследования

Обилие научных конференций по проблемам Арала и количество участников в проектах исследования моря, приводят к выводу, что Аральское море является весьма уникальным природным объектом.

Однако по мнению профессора Николая Аладдина, руководителя российской группы участников международного проекта по восстановлению стока реки Сыр-Дарьи и улучшению состояния ее дельты, Аральское море - не более уникально, чем любое другое малосоленое континентальное озеро. Более того, сам Арал был чрезвычайно беден по своему биологическому составу, что послужило в свое время обоснованием для интродукции (вселения) в это озеро большого количества биологических объектов из других мест.

Результативное научное изучение Аральского моря было начато российскими учеными М. Бутаковым и Л. Бергом. В советское время все основные проекты по изучению Арала были спланированы и выполнены в основном учеными Москвы и Ленинграда, да и поныне основная централизованная база научных данных по Аралу находится в России. При непредвзятом взгляде на проблему, приходится согласиться, по крайней мере, с утверждением, что Академия
наук Казахстана действительно не смогла стать центром координации отечественных и зарубежных исследований по Аральской проблематике. Это, безусловно, не отменяет заслуги и достижения отдельных отечественных исследователей. Тезис о "неуникальности Арала" на наш взгляд довольно радикален и требует уточнения - Аральское море всегда таило и таит в себе чудесные открытия (взять, хотя бы, наличие потенциала для возрождения и уникальные адаптационные биологические системы).

Казахстанская группа ученых под руководством доцента Махамбета Таирова предлагает подойти к проблеме Арала не в общем, а более дифференцировано. В частности, казахстанские ученые отметили, что при рассмотрении проблем Аральского бассейна большое внимание традиционно уделяется местам наиболее населенным и, следовательно, наиболее социально и экономически важным. Почти все эти места географически достаточно удалены от Аральского моря и в чисто научном понимании (биологическом, экологическом и т.д.) представляют собой зоны, совершенно отличные от моря (хотя и теснейшим образом взаимосвязанные). Парадоксально, но при таком подходе - наложении карты народонаселения на карту Аральского бассейна - из научного рассмотрения зачастую "выпадает" само Аральское море, особенно северная его часть ("Малое море", Аральский район Кзылординской области) с населением не более 80 тысяч и целиком расположенное на территории Казахстана. Очевидно, что подобное игнорирование научных исследований самого Аральского моря (пусть даже кратковременное и ограниченное финансированием), обязательно приведет к нарушению целостности и законченности исследований.

Аральское море как индикатор всех процессов (особенно негативных), происходящих в Аральском бассейне, безусловно, должно явиться одним из центральных звеньев (если не единственным) при исследовании "Аральской экологической катастрофы".

Арал должен обязательно учитываться как конечный и реальный показатель при трактовке полученных результатов и, особенно, в наиболее сложной их части - прогнозировании и планировании последующих этапов исследований.

Строительство кокаральской плотины

Известно, что разделение Аральского моря на "Большой" Арал (подпитываемый в основном водами Аму-Дарьи составляющими до 40 кубических км воды в год) и на "Малый" Арал (подпитываемый водами Сыр-Дарьи, 14 кубических км в год) происходило естественно, по природным законам, с момента начала кризиса.

Уже в восьмидесятых годах прошлого века "Большой" и "Малый" Арал связывал лишь 50-100 метровый искусственный канал на месте бывшего пролива Берга. Однако идея казахстанцев соорудить насыпную дамбу и окончательно разделить единый Арал на две изолированные части, вызвала недоумение. Казалось бы, логично было бы объединить усилия всех пяти республик Центральной Азии - Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана для решения жизненно важной для этих республик проблемы спасения моря. Однако суровая экономическая и политическая обстановка, в которой оказались республики в 90-х годах, после развала СССР, неизбежные разногласия при финансировании и учете интересов стран-участниц, делали попытки быстрых решений (в виде надгосударственных программ) весьма проблематичными и обрекали на потерю динамичности и скорости в практической реализации.

Стоит заметить, что песчаная насыпная дамба между "Большим" и "Малым" Аралом, построенная, в основном, усилиями жителей Аральского района, позволила только за четыре года (с 1995 по 1999 гг.) значительно улучшить ситуацию в "Малом" Арале - он заполнился морской водой. Однако такая "самодельная дамба" не выдержала напора воды и в результате урагана и шторма в апреле 1999 года, была разрушена. Но уроки от попытки реально решить проблему получились впечатляющие. Была доказана возможность спасения хотя бы части Арала, а значит, и решения
проблем населения.

Интересные данные привел на конференции Жан Франсуа Крето, руководитель французской группы, участвующей в проекте. Судя по полученным группой данным со спутника, прорыв в 1999 году накопленной в Малом Арале воды (а это около 10 кубокилометров), привел к резкому падению уровня воды в "Малом" Арале и в то же самое время, нисколько не замедлил высыхание "Большого" Арала.

В нынешней ситуации, без коренного решения вопроса о восстановлении стока воды из Аму-Дарьи, не обойтись. Этот тезис был подтвержден и в сообщении другой казахстанской группы ученых под руководством профессора Дуйсена Садыкова. Группа использовала гидрологическую модель эволюции Аральского моря за последние 50 лет.

Интересен был и логический вывод датско-казахстанской участницы проекта, магистранта Орхусского университета Жанны Таировой о том, что конечной целью столь дорогого строительства Кокаральской плотины, должно явиться решение проблем жителей Арала и, в первую очередь, аральских рыбаков, живущих "дарами моря". Таким образом, участники конференции были единодушны в поддержке строительства Кокаральской плотины, как первого, но реального шага по спасению всего Аральского моря.

Морское рыболовство на Арале

Приблизительно половина из 80 тысяч жителей Северного Приаралья (побережье "Малого Арала") до экологического кризиса занимались рыболовством. Основным центром рыбной добычи по всему Аральскому морю являлось производственное объединение "Аралрыбпром" в городе Аральске и около 14 рыбколхозов и рыбозаводов, разбросанных по всему побережью.

Драматическое снижение добычи рыбы, фактическое исчезновение промысловых морских рыб, утрата рыболовного флота, портов и инфраструктуры - все это привело к тому, что общее количество профессиональных рыбаков Аральского района снизилось до нескольких сотен, занимающихся сезонным промыслом, в основном, в дельте Сыр-Дарьи и придельтовых
озерах (Камышлыбас, Шомишкол и др.).

Важно также отметить, что в 1979 году в уже начавшее высыхать Аральское море был вселен из Азовского моря совершенно необычный для Казахстана вид донной рыбы - черноморская камбала или камбала глосса (Platichthys plesus luscus Pallas), которая легко переносит повышенную соленость воды и привычна к существенным колебаниям как солености, так и уровня воды.
Это событие послужило базой для начала проектирования в 1993 году и практической реализации с 1996 года наиболее успешного в Приаралье экологического казахстанско-датского рыболовного проекта "От Каттегата до Аральского моря".

Этот проект предусматривал возрождение именно морского рыболовства и дал впечатляющие результаты. Местные рыбаки, начиная с 1996 г., приступили к ежегодному промыслу камбалы на "Малом" Арале. За прошедшие годы рост объемов добычи рыбы возрос с 70-100 тонн в 1996 году до 500-800 тонн в 2002 году. Численность рыболовецких коллективов, активно эксплуатирующих рыбные ресурсы моря, достигло более 50, с общим количеством участников до 1500 человек.
Это позволяет сделать заключение о том, что рыбный промысел на Аральском море не только может быть возобновлен, но и уже является одним из локальных источников стабильного развития региона.

Судьба "большого" Арала

Обсуждение проблем этой части Аральского моря было, пожалуй, наиболее невразумительным. Одна из причин - ограниченные возможности для посещения "Большого" Арала. В последнее время провести туда экспедицию становится все сложнее - в основном, из-за негативной визовой политики Узбекистана в отношении даже к международным исследовательским группам. Плюс "непроходимые" для транспорта дороги. О пониженном внимании южных соседей к проблеме
Большого Арала свидетельствовал и факт отсутствия на конференции ученых из Узбекистана и Каракалпакии.

На конференции было отмечено, что в сложившейся обстановке, в скором будущем "Большой" Арал неизбежно разделится на два водоема - быстроусыхающую восточную часть и более глубоководную западную часть. Водоразделом для этих водоемов станет печально знаменитый своим биополигоном остров Возрождения, который уже настолько разросся, что уже почти обьединил северную и южную части "Большого" Арала.

Соленость воды "Большого" Арала уже полностью истребила водившуюся в ней (причем в значительных количествах) еще в 1998 году камбалу. Другой факт - произошло как географическое разделение "Большого" и "Малого" Арала (после строительства Кокаральской дамбы), так и их биологическое разделение (по результатам исследования биоихтиоценозов). И сегодня "Большой" и "Малый" Аралы - уже совершенно разные водоемы как по их биологическому составу, так и по качеству. В "Большом" Арале, по мнению ирландского исследователя Джона Давенпорта, ближайшей перспективой может явиться лишь заготовка рачка Артемии салины, запасы которого неуклонно растут и уже начали осваиваться разными коммерческими структурами, в том числе и на территории Казахстана. Большие перспективы могут быть связаны с обнаружением нефти и газа на западном побережье "Большого" Арала, что, однако, вряд ли будет способствовать оздоровлению экологической обстановки в этом регионе.

*******************
Возможно ли использование природных ресурсов Аральского моря в условиях продолжающегося экологического кризиса, а тем более, рыболовство, которое может оказать определенное негативное влияние на море? Достаточно ли разработана биологическая основа подобного "вмешательства" в и без того истощенные биоценозы Арала? Каков допустимый размер и
пределы эксплуатации живых природных ресурсов моря и будет ли стабильным выбранный путь локального развития в ходе изменяющейся обстановки вокруг Арала?

Эти и другие темы также обсуждались участниками конференции. Ответы на поднятые вопросы, в основном, положительные, хотя и требуют не только теоретических уточнений, но и проведения дальнейших практических исследований Арала.

Мухтар МАХАМБЕТ.

ПРИ ПОЛНОМ ИЛИ ЧАСТИЧНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИИ ССЫЛКА НА АГЕНТСТВО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
 

НОВОСТИ 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design