Green women
новости :: проекты :: партнёры :: о нас

ЗАКОНОПРОЕКТ "ОБ ОТХОДАХ" 

В Мажилис Парламента РК поступил инициированный депутатами Парламента проект закона "Об отходах"

Инициаторами законопроекта выступили депутаты Парламента Республики Казахстан - сенатор Л.Бурлаков, мажилисмены О.Кенжебек, М.Кемел, В.Котович, Т.Сыздыков, К.Тулеметов, Ф.Унгарсынова.

В настоящее время в Казахстане накоплено более 20 миллиардов тонн отходов, в том числе 230 миллионов тонн радиоактивных. Таково утверждение группы парламентариев, разработавших проект закона "Об отходах". По их расчетам, ежегодное количество образуемых отходов в
Казахстане составляет около 60 тонн на человека в год (в развитых странах - до 15 тонн).

Согласно пояснению депутатов, накопление отходов производства и потребления являются одной из основных угроз экологической безопасности страны. Одними из основных причин возникновения отходов являются: нерациональное хозяйствование; отсутствие экономических стимулов для
разработки исторических и вновь образованных отходов, а также устаревшая нормативная база и отсутствие специального закона, регулирующего отношения в области обращения с отходами. Инициаторы законопроекта считают, что решить проблему обращения и управления отходами путем внесения изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан Об охране окружающей среды" практически невозможно.

В законопроекте "Об отходах" разработчиками предлагаются основные пути решения вопросов обращения с отходами с учетом международного опыта с соблюдением следующих основных принципов.

  • Первое - законодательное закрепление ответственности по обращению с отходами за владельцами (собственниками) отходов.

  • Второе - предотвращение образования отходов (уменьшая их количество и вредность, используя замкнутый цикл производства).

  • Третье - утилизация отходов до полного извлечения полезных свойств веществ (повторное использование сырья).

  • Четвертое - безопасное размещение отходов.

  • Пятое - приоритет утилизации над их размещением.

  • Шестое - исключение из хозяйственного оборота неутилизируемых отходов
    (опасных, токсичных, радиоактивных).

  • Седьмое - размещение отходов без причинения вреда здоровью населения и
    нанесения ущерба окружающей среде.

  • Восьмое - удаление отходов за счет средств производителя.

В проекте предусматривается лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами. В связи с этим, инициаторами проекта закона предлагается внести дополнение в пункт 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О лицензировании", предусматривающее лицензирование
деятельности по обращению с опасными отходами.

Закон "Об отходах" разработан с учетом международного опыта развитых европейских государств, в частности Германии, Эстонии и других, а также с учетом рекомендаций парламентских слушаний.

Основные понятия, используемые в законе, включают, например, понятия бытовые, сельскохозяйственные и биологические отходы, отходы производства и потребления, опасные отходы, владелец и производитель отходов, захоронение и обращение с отходами и др.

В сферу регулирования закона не входят вопросы, связанные с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросами сточных вод и жидких отходов в окружающую среду (включая недра); радиоактивными отходами и отходами взрывчатых материалов. Эти вопросы настоящей статьи, регулируются специальным законодательством.

В компетенцию Правительства РК в области отходов входят:

  • разработка основных направлений государственной политики, утверждение программ, установление порядка организации и проведения государственного контроля в области отходов; разработка правовых и экономических механизмов, стимулирующих хозяйственную деятельность с отходами;

  • определение порядка предоставления информации и ведения государственной статистики в области отходов;

  • установление порядка лицензирования деятельности в области отходов;

  • установление порядка ведения государственного мониторинга и реестра отходов;

  • организация разработок системы государственной стандартизации и нормирования отходов; утверждение перечня и характеристик отходов, запрещенных к ввозу из других государств с целью их хранения и захоронения на территории Республики Казахстан;

  • осуществление международного сотрудничества в области отходов и др.

В качестве путей, предотвращающих образование отходов и уменьшение их количества, разработчики видят, в частности, применение технологий, позволяющих не образовывать отходы; принятие мер по полной утилизации образовавшихся отходов и др.

При разработке программ управления отходами должен учитываться ряд требований:

  • применяться наилучшая доступная технология, не образующая отходов;

  • утилизация отходов имеет приоритет перед их сжиганием для получения энергии;

  • отходы должны быть утилизированы, размещены или захоронены на объектах, обеспечивающих их безопасность для здоровья человека и окружающей среды и др.

Отходы должны размещаться на специальных объектах размещения (полигонах), технически оснащенных или оборудованных инженерных сооружениях, специально предназначенных для хранения или захоронения отходов и определенных местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом в области обращения с отходами, его территориальными подразделениями и иными центральными исполнительными органами, осуществляющими охрану окружающей среды. В целях обеспечения безопасности для здоровья человека и окружающей среды уполномоченный орган в области охраны окружающей среды устанавливает требования по
эксплуатации и ликвидации объектов размещения отходов. Выброс и сброс отходов в окружающую среду за пределы объектов размещения отходов запрещается.

В законопроекте перечислены требования к обращению с отходами, образующимися при недропользовании.

Так, при разработке нефтяных и газовых месторождений на территории буровой площадки должна быть предусмотрена система организованного сбора и хранения отходов бурения, запрещается сброс отходов бурения в водоемы и подземные водоносные горизонты.

Проекты обустройства нефтяных месторождений под промышленную разработку должны утверждаться только после решения вопросов по сбору и рациональному использованию попутных нефтяных газов.

При проведении морских нефтяных операций запрещается сброс и захоронение отходов в море.

Запрещается без утилизации сбрасывать в водоемы сточные воды, содержащие промышленные концентрации ценных компонентов.

Биологические отходы подлежат утилизации путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживанию в биотермических ямах, уничтожению сжиганием или в исключительных случаях захоронению в специально отведенных местах (скотомогильниках).

Запрещается уничтожение биологических отходов путем захоронения в земле, за исключением случаев массовой гибели животных от стихийных бедствий и невозможности их транспортирования для утилизации, сжигания или обеззараживания только при наличии решения центрального уполномоченного органа в области ветеринарии.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы и бытовые мусорные контейнеры, вывоз этих отходов на свалки и полигоны для захоронения.

Отдельная глава в законопроекте посвящена опасным отходам.

Свойствами, на основании которых отходы относятся к опасным являются:
1) взрывоопасные вещества и продукты, могущие взорваться при контакте с пламенем, или обладающие большой чувствительностью к ударам и трению;
2) окислители и продукты, возбуждающие при контакте с другими веществами, в частности, с легковоспламеняющимися, сильную экзотермическую реакцию;
3) легковоспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки ниже 21 "С, вещества и продукты, которые при нормальной температуре могут самонагреваться при контакте с воздухом и, в конечном итоге, воспламеняться без потребности в дополнительной энергии, вещества и продукты, могущие легко воспламеняться после кратковременного контакта
с каким-либо горящим источником и продолжающие гореть после удаления указанного источника, а также вещества и продукты, которые при контакте с влажным воздухом или водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы в опасном количестве;
4) воспламеняющиеся вещества и продукты, имеющие температуру вспышки выше 21" но ниже 55";
5) раздражающие не едкие вещества и продукты, могущие при мгновенном, продолжительном или повторном контакте с кожей или слизистой оболочкой вызывать воспаление;
6) вредные вещества и продукты, могущие в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, вызывать ограниченный риск для здоровья;
7) токсичные вещества и продукты, могущие в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу, вызывать тяжкие, острые или хронические повреждения здоровья или смерть;
8) канцерогенные вещества и продукты, могущие в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу вызывать раковые заболевания или увеличивать частоту распространения указанных заболеваний;
9) едкие вещества и продукты, могущие при непосредственном контакте с живыми тканями уничтожать их;
10) вещества, вызывающие инфекцию, содержащие живые микроорганизмы или их токсины, которые по известным данным неотвратимо или с большой вероятностью вызывают заболевания людей или живых организмов;
11) тератогенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути, органы пищеварения или кожу могут вызывать наследственное врожденное уродство или увеличивать частоту их распространения;
12) мутагенные вещества и продукты, которые в случае попадания в организм через дыхательные пути или органы пищеварения могут вызывать наследственные генетические дефекты или увеличивать частоту их распространения;
13) вещества и продукты, при контакте которых с водой, воздухом или кислотами освобождаются токсичные или сверхтоксичные газы;
14) вещества и продукты, после удаления которых могут выделяться иные вещества, обладающие любыми свойствами, перечисленными в подпунктах 1) -13) настоящей статьи;
15) экотоксичные вещества и продукты, вызывающие или могущие вызывать либо немедленно, либо через определенное время опасность для одного или нескольких компонентов окружающей среды.

Трансграничная перевозка опасных отходов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан. В целях учета и пресечения нелегальной трансграничной перевозки опасных и иных отходов, перевозка осуществляется на основании разового разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области обращения с отходами. Разрешение выдается при условии соблюдения требований настоящего Закона, а также международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан. При ряде случаев разрешение на трансграничную транспортировку отходов может быть приостановлено или отозвано.

Одна из глав посвящена разрешению на отходы и лицензии на обращение с опасными отходами.

Разрешение на отходы - документ, дающий право на один или несколько видов деятельности по обращению с отходами, а также определяющий условия для реализации этого права.

Разрешение на отходы требуется для:

  1. размещения отходов;

  2. утилизации отходов;

  3. сбора и транспортировки опасных отходов, за исключением сбора опасных отходов образующихся в быту до их передачи лицу, осуществляющему деятельность на основании лицензии по обращению с отходами;

  4. транспортировки отходов;

  5. сбора или транспортировки металлолома с целью их продажи или
    повторного использования.

Разрешение на отходы требуется при осуществлении деятельности оказывающей существенное воздействие на окружающую среду при обращении с отходами в следующих сферах:

  • энергетика и топливная промышленность;

  • производство и переработка металлов;

  • производство и переработка минерального сырья;

  • химическая промышленность;

  • деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

  • животноводство и пищевая промышленность;

  • добыча и обогащение полезных ископаемых;

  • дубление или переработка кожи, текстиля и волокна;

  • обработка и отделка поверхностей с применением органических
    растворителей;

  • складирование опасных химикатов, включая топливо.

Государственный реестр отходов ведется за счет средств республиканского бюджета и является банком данных, в котором собираются данные о видах, количестве и происхождении отходов, лицах, обращающихся с отходами, местах предусмотренных для их размещения, разрешениях на отходы и лицензиях на деятельность по обращению с опасными отходами, а также трансграничной транспортировке отходов.

Государственный контроль за обращением с отходами осуществляется уполномоченным органом в области обращения с отходами, государственными органами санитарно-эпидемиологической службы и иными государственными органами в пределах их компетенции.

Государственный контроль за обращением с отходами включает в себя контроль:

  • за выполнением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных
    требований в области обращения с отходами;

  • за соблюдением требований к международным перевозкам отходов;

  • за соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с
    опасными отходами;

  • за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных
    ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

  • за соблюдением требований и правил перевозки отходов;

  • за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и
    вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных
    источников сырья;

  • за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с
    отходами и отчетности об отходах;

  • за принятием мер по устранению нарушений законодательства Республики
    Казахстан в области обращения с отходами.

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют общественные объединения по их инициативе, договорам с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области обращения с отходами.

Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области обращения с отходами несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Полный текст законопроекта см., пожалуйста, здесь или на сайте Парламента РК

ЗАКОНОПРОЕКТ "ОБ ОТХОДАХ" 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design