подписка
Добавить в Избранное
в избранное

язык
НОВОСТИ ПРОЕКТЫ ПАРТНЁРЫ О НАС

ПРОЕКТ
Информационная акция в поддержку Стокгольмской конвенции.
Информирование общественности Республики Казахстан и других стран
Центральной Азии о СОЗ и Стокгольмской конвенции.

Ситуация с загрязнением окружающей среды
в Республике Казахстан

В Концепции экологической безопасности РК определен ряд локальных экологических проблем. К локальным экологическим проблемам относятся:
2. Бактериологическое и химическое загрязнения.
2.1. Бактериологическое загрязнение.

2.2. Химическое загрязнение.


Среди химических веществ особую опасность в Казахстане представляют стойкие органические загрязнители (СОЗ).
Стойкие органические загрязнители (СОЗ) - разнородная группа химических веществ. СОЗ высокотоксичны, способны наносить вред дикой природе и здоровью человека даже в очень низких концентрациях. Химические соединения и смеси этой группы переносятся по воздуху, воде и мигрирующими видами животных, а также осаждаются на большом расстоянии от источника их выброса, накапливаясь в экосистемах суши и водных экосистемах.

В мае 2001 года Правительством Республики Казахстан была подписана Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.

Значительную часть СОЗ в Казахстане составляют пестициды. Промышленные СОЗ образуются и используются на предприятиях энергетической, нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Учитывая опасное влияние на природную среду и возможность приведения к необратимым процессам на генетическом уровне, необходимо в течение 2005-2006 годов разработать программу контроля, мониторинга и управления СОЗ.

СОЗ в Казахстане

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ) была подписана Правительством Республики Казахстан в мае 2001 г.

После того, как 50 стран официально ратифицировали ее, Конвенция вступила в силу 17 мая 2004 г.


Из стран СНГ на сегодняшний день Стокгольмскую конвенцию подписали Грузия, Казахстан (май 2001 г.), Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина, ратифицировали - Армения и Азербайджан.

В начале 2004 года в Казахстане завершилась предварительная инвентаризация устаревших и непригодных к использованию пестицидов - химических веществ, применяемых для защиты растений от вредителей, а также для уничтожения сорняков. Инвентаризация была проведена в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Начальная помощь Республике Казахстан по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о СОЗ».

Инвентаризация проходила по двум направлениям - СОЗ-пестициды и ПХД (полихлордифенилы).

Целью инвентаризации было выявление старых, заброшенных, неучтенных, разрушенных складов пестицидов; выявление среди хранящихся пестицидов и их смесей, препаратов, отнесенных к стойким органическим загрязнителям; определение объемов непригодных к использованию пестицидов и тары из-под них.
 
18 мая в Астане прошел семинар по итогам проведения предварительной инвентаризации стойких органических загрязнителей (СОЗ) в Казахстане. Организаторами семинара выступили ПРООН, Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ), Министерство охраны окружающей среды РК. Всего в результате проведенных обследований бывших складов «Сельхозхимии», складов бывших колхозов и совхозов, аэродромов сельхозавиации было обнаружено более 1500 тонн пестицидов и их смесей. Из них собственно СОЗ-пестицидов - 41,7 тонн. Среди устаревших пестицидов впервые обнаружено присутствие альдрина, дельдрина, гексахлорбензола.

Общее количество ПХД-содержащего оборудования превышает 38 тыс. единиц; содержание ПХД в оборудовании превышает 700 т.

Подсчитать количество устаревших пестицидов, захороненных в закрытых и действующих могильниках, еще только предстоит.

В числе основных причин накопления устаревших пестицидов были названы:


• неэффективная система приобретения/поставок пестицидов;
• длительное хранение пестицидов с коротким сроком хранения;
• неудовлетворительная организация хранения и учета;
• непрактичный размер упаковки, контейнеров, плохое качество тары;
• нарушения целостности упаковки;
• истекшие сроки реализации и др.

Инвентаризация выявила ряд проблем.

По информации менеджера проекта ПРООН/ГЭФ «Начальная помощь Республике Казахстан по выполнению обязательств по Стокгольмской конвенции о СОЗ» Марата Ишанкулова, инвентаризация носила лишь предварительный характер и есть необходимость дополнительного изучения территорий, загрязненных СОЗ.


Некоторым барьером на пути реализации проекта было отсутствие в Казахстане специального законодательства о СОЗ. Эксперты считают, что создание специального закона позволит создать единую систему управления СОЗ в РК, так как внутри- и межведомственная разобщенность не способствует эффективному управлению СОЗ. Закон РК о СОЗ позволит повысить эффективность выполнения обязательств, принятых РК по Стокгольмской конвенции.

В ходе инвентаризации проводился анализ образцов только из числа минеральных субстратов (это отвечало целевым установкам инвентаризации). Но было важно также проведение анализов биологических объектов. В стране нет аккредитованной лаборатории международного уровня, ориентированной на решение задач Стокгольмской конвенции. Поэтому еобходимо создание химико-аналитической базы.

Необходимо также создание единой системы управления СОЗ - Центра по устаревшим пестицидам (в т.ч. по СОЗ-пестицидам), который занимался бы мониторингом и контролем над опасными отходами.

Требует решения вопрос утилизации тары из-под пестицидов. По предварительным данным национальной инвентаризации, ее количество превышает 300 тысяч единиц. Тара представляет реальную угрозу для населения, так как часто используется в хозяйственных целях, для хранения пищевых продуктов и воды. И население мало осведомлено об исходящей от нее угрозе для здоровья.

Ежегодно увеличивается количество тары из-под пестицидов, особенно пластмассовой, захоронение которой нельзя осуществить из-за инертности пластмассы, а уничтожать ее простым сжиганием нельзя из-за неконтролируемых выбросов продуктов сгорания в воздух. Особую опасность данные выбросы представляют в связи с возможным содержанием в выбросах диоксинов и фуранов, контроль которых затруднен из-за отсутствия аналитических лабораторий, занимающихся определением этих показателей.

Несмотря на ежегодное выделение республиканским бюджетом средств на проведение захоронения устаревших пестицидов и тары из-под них, мероприятия остаются невыполненными из-за отсутствия полигонов-могильников, отвечающих квалификационным требованиям. Необходимо строительство их в регионах.

Проведенная инвентаризация выявила настоятельную необходимость разработки и внедрения в Казахстане экологически безопасных технологий уничтожения запасов устаревших пестицидов и тары.

Необходимо определить меры по реабилитации мест хранения устаревших пестицидов и загрязненных территорий с учетом экологического риска, экономических и технических возможностей.

Требуется формирование аналитической базы для осуществления государственного экологического и санитарно-гигиенического контроля содержания СОЗ в окружающей среде.

Необходимо совершенствование законодательной базы и разработка национального плана действий по уничтожению стойких органических загрязнителей.


В ближайшее время группе реализации проекта предстоит:

1. Инициировать ратификацию:

а) Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;

б) Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле в целях устранения опасности, связанной с неправильным хранением, контрабандой, и транспортировкой.

2. Создать Национальный план выполнения обязательств Республики Казахстан по Стокгольмской конвенции о СОЗ и др.

24 мая 2004 г. Комитет по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК одобрил проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты растений» на рассмотрение Мажилиса Парламента РК.


Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты растений» разработан в целях урегулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по производству (формуляции) и реализации пестицидов (ядохимикатов) в Республике Казахстан.

В настоящее время в Республике Казахстан зарегистрировано более 250 пестицидов (ядохимикатов). Ежегодно перечень зарегистрированных пестицидов пополняется 15-20 новыми препаратами. Расширяется также перечень пестицидов (ядохимикатов), которые производятся (формулируются) в республике.

Кроме того, зачастую реализацией пестицидов занимаются случайные лица, не имеющие навыков, специального образования, приспособленных складских помещений, не достаточно понимающие потенциальную опасность пестицидов для здоровья людей и окружающей природной среды.

Принимая во внимание социальную и экологическую значимость данных вопросов, а также то, что пестициды (ядохимикаты) являются потенциально опасными веществами, которые могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека и загрязнять окружающую среду, а их производство (формуляция) и реализация относится к экологически опасным видам деятельности, вносятся поправки, касающиеся лицензирования деятельности по производству (формуляции) и реализации пестицидов (ядохимикатов).

Введение указанной нормы позволит усилить контроль за производством (формуляцией) и реализацией пестицидов (ядохимикатов), что в свою очередь снизит риск возможного негативного влияния препаратов на здоровье людей и состояние окружающей природной среды, а также создаст дополнительный барьер для проникновения на казахстанский рынок запрещенных и других особо опасных токсичных препаратов, в том числе относящихся к стойким органическим загрязнителям.

Стокгольмская Конвенция предполагает активное участие общественности в ее реализации.

Экологические неправительственные организации Казахстана выступили с Обращением к правительству страны ратифицировать в ближайшие сроки Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях (СОЗ). Обращение было направлено в адрес Президента страны, Парламента, ООН, Министерства охраны окружающей страны, других министерств и ведомств.


НПО Казахстана считают целесообразным разработать механизмы и процедуры общественного участия в реализации Конвенции, принципы взаимодействия с представительной и исполнительной властью по вопросам, связанным с ядовитыми химическими веществами.

По мнению экологических НПО Казахстана, первостепенные действия, учитывая глобальный характер СОЗ и актуальность этой проблемы для Казахстана, должны быть направлены на совершенствование законодательства – необходимо осуществить гармонизацию национального законодательства и Стокгольмской конвенции, а также разработать специальные национальные законы о СОЗ либо отразить вопросы СОЗ в действующем экологическом законодательстве.

Проблемы СОЗ актуальны не только для Казахстана, но и в целом для Центральной Азии.

Межгосударственное взаимодействие, как считают «зеленые» Казахстана, может включать: создание центральноазиатской сети по проблемам СОЗ и ее представительств в странах Центральной Азии; исследование и анализ существующих технологий по уничтожению СОЗ (с точки зрения их безопасности для здоровья людей и состояния окружающей среды) и их внедрение; создание баз данных о СОЗ в странах Центральной Азии; консультации и обмен опытом, экспертную помощь; информационно-просветительскую деятельность, включающую предоставление общественности результатов инвентаризации и материалов по СОЗ на государственном и других языках, введение учебного курса по СОЗ в школах, вузах и других учебных заведениях и т.п.

Совместные акции и действия государственных органов и НПО могут включать проведение различных акций и кампаний по СОЗ; создание органа общественного контроля над запасами и отходами производства, содержащими СОЗ, а также над действиями промышленных предприятий, связанных с СОЗ (включая участие общественности в выявлении несанкционированных запасов устаревших и запрещенных пестицидов); участие в международных проектах по решению проблем СОЗ и т.п.

<< НАЗАД :: В НАЧАЛО :: ДАЛЕЕ >>

НАШИ ПРОЕКТЫ | Информационная акция в поддержку Стокгольмской конвенции 

новости :: проекты :: партнёры :: о нас

Copyright © 2003 Solo design